Интересно, и для наших времен уже немного невероятно, но когда-то один лишь тульский промышленник по имени Андрей Баташев основал целый посёлок, под названием Гусь-Железный. И личность этого человека также привлекательна для кладоискателей всех мастей. Ведь именно Андрей Баташев оставил после себя ненайденный клад. Началось все где-то во второй половине XVIII века, и этот человек был достаточно богат уже тогда. Оригинальное название основанного им поселка возникло благодаря речушке Гусь (первая часть), впадающей в реку Ока, ну и залежи железных руд сформировали вторую часть названия. Благодаря богатой руде удалось Баташеву отстроить на том месте завод.
В итоге после удачного основания завода и поселка единоличным владельцем всех мест этого района стал Баташев. Все жители окрестных деревень работали либо на его заводе, либо у него в доме в качестве прислуги, либо мечтали попасть к нему на работу. Все мужики окрестностей в течении нескольких лет строили ему огромный дом, напоминающий больше замок или целую крепость. Возле усадьбы отстроили огромный Троицкий собор, который и по сей день существует и функционирует.
Со временем помещик Андрей Баташев, как рассказывали, отстранился от производства и крупных дел, передав управление всем этим брату Ивану. Невероятно, но и без того богатый заводчик преобразился в местечкового разбойника. Бросив все свои занятия, он жил лишь строительством своего огромного особняка да выездами в Москву, где он на вечеринках и балах напоказ тратил бешеные деньги.
Начал Баташев с того, что устроил охоту за местными бандитами, и продолжал заниматься их истреблением до тех пор, пока не остался единственным местным разбойником. Но что интересно, люди в тех краях пропадать не перестали, грабежи так и продолжились. Только приписывали их уже самому Баташеву. Как утверждают историки, значительная часть ненайденного клада Баташева сформировалась как раз в те дни.
Ужасы продолжались и нарастали, и куда-то уже пропали те триста работников, которые отстраивали и отлаживали какие-то странные механизмы и помещения внутри усадьбы. Злые языки судачили о том, что помещик строит лабиринты для своих сокровищниц. Так как у помещика были покровители в столице, в частности князь Потемкин, то он мог творить все, что ему вздумается. Но когда Потемкин скончался, к помещику нагрянули проверяющие из Москвы. У приезжих были самые конкретные поручения, проверить наличие в усадьбе Орлиное Гнездо тайного монетного цеха. К разочарованию столичных чиновников, никаких признаков скрытых кладов и явных огромных богатств не было. Не нашли проверяющие и каких-либо явных нарушений.
Так как поддержки Потемкина уже не было, Баташев ушел на покой в своем огромном доме и прожил там всеми забытый до самой смерти в 1799 году. Как это ни странно, но даже после его смерти совершенно никаких особых богатств или ценностей в усадьбе найдено не было.
Ненайденный клад Баташева оброс пылью и паутиной многих лет, так и оставаясь неизвестным.
Очевидно, что всех историков и ученых, в том числе археологов с искателями кладов интересуют совсем не здание, а его очень секретная система особых подземных галерей и неведомо где расположенных тайников. Положение усугубляется и тем, что эта усадьба в данное время объявлена государством особым историческим памятником. Поэтому не может быть и речи о проведении здесь каких-то поисков или упаси бог раскопок клада. Так что ненайденный никем клад помещика Андрея Баташева так и лежит сейчас где-то в окрестностях огромной и величественной усадьбы Орлиное Гнездо, в местечке Гусь-Железный сейчас уже — Рязанской области.
Другие ненайденные клады: |
|
![]() |
Ненайденные сокровища Смоленского банка
Место, где были спрятаны золотые слитки, вывезенные в годы Великой Отечественной войны из Смоленска, по сей день остается загадкой. |
![]() |
Клад Степана Разина
Кладоискателям известно не мало рассказов о загадочных кладах Стеньки Разина, которых по народным сказаниям было столько, что разбойникам ничего не стоило раздавать большую часть награбленного ими добра беднякам. |
![]() |
Потерянный клад графа Ростопчина
Историки полагают, что граф Ростопчин не стал уничтожать вместе с усадьбой ценные вещи, а укрыл их где-то в подземных ходах. |