Программа атласов

Атлас – это собрание карт, объединенных единой программой. Отсюда ясно, что разработка программы атласа представляет важнейший этап во всей работе над атласом. Трудность этой задачи видна из примера работы над «Большим советским атласом мира», программа которого после длительной разработки в НИИ БСАМ и утверждения на особой Всесоюзной конференции и в редакционном совете в дальнейшем уточнялась и дополнялась в течение всей работы над атласом. Разработка программы малых атласов, атласов отдельных стран, областей, районов или атласов, посвященных узким темам, представляет более легкую задачу, но и здесь приходится учитывать многообразные вопросы, связанные с тематикой, составлением и изданием атласа. Единство программы атласа и, следовательно, единство самого атласа, обусловливают следующие факторы: целесообразный выбор проекций и масштабов, взаимодополняемость и согласованность отдельных карт, установление единой даты, к которой приурочено содержание карт атласа, преемственность и сравнимость шкал (например, сечения рельефа, глубин) на картах разных масштабов, единая транскрипция географических наименований, единообразное оформление и ряд других вопросов.

При составлении программы атласа обычно вскрывается современное состояние изученности данной страны или области в отношении тех явлений, которые затрагивает тематика атласа.

Часто в связи с работой над атласом встает вопрос о необходимости проведения специальных работ, особенно статистических, выездов на места, обследований и т. д., поскольку без тесной связи с руководящими организациями на местах, без использования всего местного материала удовлетворительное составление многих карт оказывается невозможным.

Обычно мировой атлас изображает с наибольшей полнотой и наибольшей достоверностью ту страну, в которой он издан. Например, мировые итальянские атласы в своей программе уделяют наибольшее внимание территориям Италии, прилегающих к ней средиземноморских стран, а также стран, находящихся в сфере влияния итальянского капитала или экспансии (страны северной и восточной Африки, Южная Америка и т. д.). Равным образом, в мировых атласах английского издания с особой подробностью показываются Британские острова, доминионы и колонии Великобритании, а также страны, находящиеся в зависимости от нее. Эту особенность необходимо учитывать при пользовании иностранными мировыми атласами.

Выбор проекций для атласа – вопрос чрезвычайно существенный. От него зависят такие моменты, как единообразие карт и удобство их сравнения между собой, изображение определенных территорий с наименьшими искажениями, возможность проведения по картам картометрических работ и т. д. Употребление на картах мирового атласа всего одной или двух проекций невозможно. Как мы видели, страны, отличающиеся друг от друга своими размерами, формой и положением, могут быть изображены с наименьшими искажениями только в различных проекциях. С другой стороны, в зависимости от содержания на одних картах требуется сохранение привычных очертаний контуров, на других – сохранение правильного соотношения площадей. Однако излишнее многообразие проекций затрудняет пользование атласом, особенно если в него входят проекции, малоизвестные читателям атласа. Удачный выбор проекции иногда существенно изменяет весь характер карты, дает возможность на том же формате листа поместить карту большего масштаба, с большим количеством показателей для нужной части территории и т. д.

От масштаба карты в значительной степени зависит ее полнота; поэтому целесообразный выбор масштабов имеет существенное значение. Карты, которые при пользовании атласом могут в силу общности их тематики или характера территории сравниваться между собой (например, карты различных континентов, карты морей, омывающих Советский Союз, и т. д.), обычно стремятся помещать в атласе в одинаковых масштабах. От этого принципа отступают в отношении стран или территорий, которые по политическому или экономическому значению требуют более подробных карт (а следовательно, и более крупного масштаба); наоборот, для менее развитых экономически стран или малоизученных и неосвоенных территорий масштабы карт обычно уменьшаются. Особая трудность установления единообразных масштабов объясняется желательностью сохранения для различных карт атласа неизменного формата страниц.

Взаимодополняемость и согласованность отдельных карт вытекает из сущности атласа, который представляет не просто сумму различных карт, а их целостную систему. Отдельные карты атласа при правильно составленной программе развертывают, выявляют и дополняют различные стороны одной общей картины. Поэтому противоречия на различных страницах атласа, недопустимы. Между тем нередки случаи, когда читатель, взяв в руки две карты, выпущенные одновременно одним и тем же издательством, находит в них взаимнопротиворечивые и исключающие друг друга данные: реки (особенно мелкие и истоки в малоисследованных областях) текут в разные стороны, города стоят на разных берегах рек, населенность их различна. Еще большая несогласованность наблюдается в специальных картах, где она вызывается не только различными материалами, положенными в основу карт, но и различными научными взглядами авторов и редакторов карт. Причины противоречий между картами атласа чаще всего коренятся в их программах, при разработке которых не было проведено достаточно жесткое согласование источников для составления карт и не был установлен порядок взаимной увязки отдельных страниц атласа между собой. Разумеется, такие противоречия в картах невольно подрывают доверие читателя.

Установление единой даты, к которой приурочено содержание всех карт атласа, – также трудный и важный вопрос, обычно не учитываемый в атласах капиталистических стран. На многих из этих атласов нельзя найти не только года, к которому относятся показатели отдельных его карт, но не указан год даже на титульном листе всего атласа: год издания иногда стараются скрыть и в коммерческих целях, чтобы неразошедшееся сразу дорогое издание могло и далее покупаться как «новое». Этому часто служит и название «Новый атлас». Часты и такие явления, когда в нераспроданную часть тиража вклеиваются две-три новые карты и атлас пускается как новое издание. Подобного рода явления можно легко найти, например, в некоторых атласах фирмы Филиппа (Англия).

Отсутствие точной даты, на которую составлены карты атласа, лишают их значительной доли ценности. Нельзя забывать, что картографическая продукция быстро стареет: города меняют населенность, проводятся новые дороги, изменяются политические границы и т. д. Между тем составление одной карты требует многих месяцев работы, а создание атласа – дело нескольких лет. Поэтому при составлении программы атласа необходимо установить реальный срок выхода атласа в свет и приурочивать содержание карт по к вполне определенным датам. Тогда даже устаревшие карты сохранят научную (или историческую) ценность, так как они отражают явления в определенный момент их развития. Желание показать в атласе «вполне современные» данные заставляет иногда идти на большие переделки и корректуры карт уже готовых для массовой печати, что задерживает выпуск остальных карт и ставит под сомнение их «современность» и т. д.

Единообразное оформление является также исключительно важной задачей, которую необходимо учитывать при выработке программы атласа. В лучших атласах вначале помещается сводная единая таблица всех основных условных знаков карт атласа (например, в атласе Штилера, Германия). Это вовсе не означает, что в отдельных картах атласа не могут быть дополнительные специальные обозначения, которые объясняются в легендах отдельных страниц атласа. Но требование единства всех основных условных знаков во всех картах атласа является обязательным и при отсутствии общей легенды.

Наличие в атласе на разных картах то ярких, то бледных тонов неприятно воспринимается глазом читателя, и потому следует признать одним из важных требований единство расцветки всех карт атласа.

Мы уже отмечали нежелательность применения в одном атласе различных методов изображения рельефа. Все обзорные карты должны быть или вовсе без изображения рельефа (что, впрочем, значительно снижает их научную ценность), или с рельефом, выраженным единообразно, горизонталями или штрихами.

При издании атласов с гипсометрическим выражением рельефа в программе должно уделяться значительное внимание выбору сечений горизонталей на различных картах атласа. Лишь в незначительном числе атласов разработана единая шкала сечения, а между тем различные шкалы затрудняют сравнимость отдельных карт атласа между собой и даже могут привести к ошибкам при суждении об относительной высоте пунктов, о характере склонов и т. д.

Одним из возможных методов разрешения данного вопроса является принятая при составлении «Большого советского атласа мира» взаимная согласованность шкал для карт различных масштабов: все гипсометрические карты атласа в зависимости от масштаба разбиты на три группы, для которых разработаны шкалы различной подробности так, что более подробные шкалы, употребляемые на картах более крупных масштабов, обязательно содержат все горизонтали, шкал, используемых для более мелких масштабов.

Насколько существенно качество оформления атласа, можно судить по примеру «Атласа Монгольской народной республики» (Улан-Батор, 1934). Этот интересный по содержанию атлас испорчен неумелым оформлением и изданием карт. Поэтому все вопросы, связанные с разработкой единых условных знаков, порядок и способы вычерчивания карт для печати и т. д. должны быть предусмотрены уже в программе атласа.

Вопросу о транскрипции географических названий также нельзя не уделять самого пристального внимания. Если в отдельно издаваемых картах искажение названий понижает ценность карты, то в атласе разнобой в названиях совершенно нетерпим. Между тем даже в лучших иностранных атласах сплошь и рядом встречаются объекты (особенно мелкие), имеющие разные названия на разных картах. В ряде случаев мы имеем здесь дело с явными ошибками и переименованиями, не учтенными на ранее составленных и изданных картах. Введение в карты атласа всех новых переименований до момента выхода атласа из печати заставляет переделывать печатные формы, что иногда затягивает выпуск атласа в свет и приводит к риску оказаться перед лицом новых переименований. Указание на атласе и его картах даты составления, на которую выверены названия, исключает бесконечные исправления.

Источник: Н. В. Виноградов. Карты и атласы. 1941 г. Издательство Академии наук СССР.