Оформление и издание атласов

В развитии картографии имеет большое значение издание богатооформленных атласов, посвященных какому-либо научному или политическому юбилею или отмечающих особые достижения картографии и полиграфической техники дайной страны. В СССР таким атласом является «Большой советский атлас мира», среди зарубежных атласов можно указать на такие издания, как итальянский «Атлас туристского клуба», как большой шведский «Мировой атлас» и др.

Но и для обычных атласов хорошее оформление не менее существенно. Мы уже отмечали, что неудачное оформление и издание может испортить даже хорошо составленный атлас.

В отличие от карт стенных и учебных атласами пользуются на небольшом расстоянии от глаза читателя; поэтому в атласах применяются мелкие условные знаки и шрифты малых размеров. Обычно пользование атласом предполагается на расстоянии около 0.5 м от глаз читателя. Но атласы, которые используются для демонстраций при учебных занятиях, иногда рассматриваются на расстоянии до 1.5 м группами до 10 человек одновременно. В этом случае важно сохранить в атласе такой подбор условных знаков (по величине), чтобы на этом расстоянии можно было легко прочитать основные элементы карты (реки, гра­ницы, крупные города).

Вопрос о подборе гаммы цветов для карт атласа довольно спорный. Для различных ступеней гипсометрической шкалы, для различных глубин океана, административно-политических границ, фонов специальных карт и для отдельных условных знаков подбираются цвета, во-первых, резко контрастирующие между собой, что важно для четкого и раздельного их восприятия, во-вторых, приятные для глаза в своем сочетании, в-третьих, дающие возможность ограничиться минимальным числом красок и, следовательно, печатных форм. Последнее обстоятельство важно также и для стоимости атласа.

Часто при рассмотрении атласов, советских и иностранных, мнения о качестве расцветки расходятся даже у крупных художников-картографов. Это вполне понятно, так как оценка гармоничности подбора красок – дело индивидуальное и, следовательно, спорное. Не претендуя на общеобязательность наших выводов, полагаем все же, что полнокровные, сочные и живые краски имеют большие преимущества перед блеклыми и бледными тонами. Это видно из сопоставления хотя бы таких атласов, выдержанных в бледных тонах, как английский атлас Джонстона («Jonston’s Royal Atlas of Modern Geography», London, 1915) или «Philipp’s New Imperial Atlas», London, 1934 с атласами, выдержанными в ярких и полнокровных тонах: «Большим советским атласом мира», шведским атласом «Geografiska skildringer till kartornal alltfor alias Varldsatlas», Stockholm, 1931, или геологическими картами немецкого школьного атласа «Sydow-Wagners Methodischer Schul-Atlas»», Gotha, 1932.

Для установления наиболее удачного подбора красок приходится прибегать к предварительному изготовлению многочисленных вариантов расцветки карт от руки в акварельных красках.

Значительным облегчением для читателя при нахождении нужной территории на листах атласа могут служить схематические картосхемы расположения отдельных листов карт атласа, относящихся к частям континентов или к частям отдельной страны; эти картосхемы в некоторых атласах располагаются на оборотной стороне листа каждой карты. На таких картосхемах обычно дается, кроме расположения данной карты, также расположение других смежных карт в атласе. Такой прием применен в немецком атласе Штилера (8-е издание), в русском атласе А. Ф. Маркса (для карты Европейской России) и в других атласах.

Дополнение карт атласа последними сведениями и данными для нового его издания является очень трудной задачей, которая еще более осложняется, если карты атласа гравированы на меди. Такое дорогое предприятие, как составление и издание атласа, может окупить себя только после нескольких последующих изданий (известные немецкие атласы выдержали: Штилера – 10 изданий, Андре – 8 изданий, Сидов-Вагнера – 20 изданий и т. д.).

Иностранные фирмы, выпуская новое издание атласа, отпечатанного с применением гравюры, ограничиваются обычно включением в него нескольких новых карт, оставляя старые почти без изменений и исправляя только наиболее существенные недостатки. Незначительность правки обусловливается главным образом ее большой стоимостью и трудностью ее внесения на гравюру.

Это обстоятельство явилось одной из основных причин, заставивших американские, а теперь и советские картоиздательства перейти почти полностью на фотомеханический способ издания атласов, который стоит много дешевле, позволяет издать атлас в более короткий срок и вносить изменения в оригиналы карт без существенных осложнений. Поэтому американские атласы для новых изданий поновляются более радикально, чем старые английские атласы, изданные при помощи гравюры.

Атласы выпускаются: 1) без твердого переплета, в виде отдельных выпусков, заключенных в папки (например, шведский «Geografiska skildringer till kartornal allt for alias Varldsatlas, Stockholm, 1931), 2) в прочных кожаных или дерматиновых переплетах, иногда с металлическими скреплениями и углами (многие иностранные большие атласы) и 3) в разборных переплетах на винтах или особых замках. Из опыта хранения и пользования атласами можно сделать вывод, что наиболее долговечны атласы в глухих переплетах. Но при работе над атласами в школе, вузах, в географических учреждениях, где часто приходится вынимать из атласов отдельные листы для демонстрации или работы, следует предпочесть атласы в разборных переплетах. Именно поэтому некоторые издательства выпускают атласы в двух видах переплета, предоставляя выбор покупателю. В частности «Большой советский атлас мира» также выпущен в двух вариантах – в глухом переплете и в разъемном со специальным замком для вынимания и вставки отдельных карт. Разъемный переплет удобен еще и тем, что дает возможность по мере устарения отдельных карт атласа заменять их новыми, постепенно, по мере переиздания листов.

Источник: Н. В. Виноградов. Карты и атласы. 1941 г. Издательство Академии наук СССР.