Клад Наполеона

3 апреля 2013 | Метки:


Двести с лишком лет как не дают покоя самым разным кладоискателям легенды о сокровищах и кладах Наполеона. Обо всем этом уже написано и сказано достаточно много, причем недостоверной информации становится все больше с каждым годом. Складывается впечатление, что кому-то хочется, чтобы достоверные факты о кладах было найти все труднее.

Отступление армии Наполеона

Отступление армии Наполеона

Как вы уже наверняка знаете, в октябре 1812 года прямо из горящей Москвы выдвинулись обозы армии отступающих французов. Странно, но гордые захватчики покидали столицу. При этом совершенно очевидно, что Россия ни коим образом не капитулировала, а уже накапливала мощь ответного удара. В то время уже подходящие для французов пути отходов были под контролем у русских. Очевидно, что армии Наполеона Бонапарта оставалась лишь одна дорога, по давно разоренной им самим Смоленщине обратно на Запад.

Было бы глупо полагать, что французы покидали Москву с пустыми руками. Массивные обозы уходящей армии были загружены награбленными ценностями. Уж чего только не запасли на своих повозках и в фургонах. Разных размеров и степени тяжести бочки с золотом и серебром(слитками и монетами), камни в виде алмазов и жемчуга, дорогая расшитая золотом и драгоценностями одежда, бесценное старинное оружие, редкие картины, ценная церковная утварь.

Потерянные сокровища

Интересно, однако до Франции обозы с московскими ценностями не добрались. И более того, награбленное добро даже не добралось до границ тогда ещё Российской империи. Это узнали историки, когда началось изучение документов тех лет. Письма, доклады и рапорты говорят нам сейчас о многом. Очень интересны с точки зрения своей исторической ценности мемуары весьма близкого к Наполеону француза, – его личного адъютанта знаменитого графа де Сегюра. Этот граф, достаточно педантично фиксировавший весь их драматичный путь следования армии из Москвы, свидетельствовал, что главная часть обозов с ценностями дошла аж до Беларуси, однако ни одна повозка с ценностями не вышла за ее пределы. Там теряются следы «сокровищ Наполеона», и именно здесь награбленные исторические ценности будто бы сквозь землю провалились.

Эта версия, по которой следы «сокровищ Наполеона» следует искать в Белоруссии, на сегодняшний день кажется едва ли не одной из самых правдоподобных. Те исследователи историй «сокровищ Наполеона» сейчас довольно уверенно указывают и на несколько главных мест возможного захоронения кладов Наполеона в Белоруссии. Первым таким местом является одна из многочисленных переправ по Днепру, где когда-то был разгромлен корпус легендарного маршала Нея, и место Бобр по берегам озера Стоячее, там по преданию и одной из легенд было затоплено огромное количество грузов с повозок. Но также внимание заслужил и «ошмянский след» сокровищ. Ведь именно под Ошмянами, как докладывали французские офицеры, ответственный за основной важный обоз армии генерал Компан просто вынужден был уничтожать его из-за невозможности его дальнейшего перемещения по леденелой и сильно холмистой местности. Кроме того называют и Сморгонь, ведь там Наполеон по факту покинул остатки своей некогда Великой армии и убежал в одной только бричке сопровождаемый лишь небольшим количеством всадников. Сегодня мы можем с уверенностью говорить, что личный обоз императора Бонапарта с самой ценной частью его московских сокровищ никогда не пересекал границы России. Однако наиболее привлекательным в Белоруссии «адресом» для разного рода кладоискателей до сих пор является переправа через Березину, ведь там произошло главнейшее фиаско отступающей наполеоновской армии.

Земля кладов

Самые первые попытки найти клад Наполеона на Березине были почти сразу же предприняты после войны 1812 года ещё по приказу Александра І. Странно, но никаких результатов поиски не дали. После этого много лет подряд к месту бывшей переправы заезжали различные иностранцы в сопровождении представителей местных властей. Они в своих поисках сокровищ часто пользовались картами и какими-то планами, но что-то конкретное обнаружить удавалось очень редко. И вот уже в конце ХІХ столетия многие газеты Европы одновременно опубликовали некое сенсационное сообщение. Будто бы в России был найден самый последний из оставшихся в живых тогда офицер великой наполеоновской армии, что принимал участие в том походе на Россию в 1812 году. Звали его Жан Батист Савен, и он вроде бы как точно знал место захоронения одной из частей клада Наполеона.

Легенда гласит, что во время той трагической переправы через Березину этому капитану Савену было поручено с небольшим отрядом охранять повозки с казной главного штаба армии. В тех ящиках было около 4 миллионов золотых монет. Когда повозки с казной вошли на мост с орудиями тяжелой артиллерии, в ту же минуту мост, не выдержал перегрузки и рухнул. Все ящики с монетами моментально утонули. Офицер Савен, запутавшись сначала в снаряжении, сумел все-таки выбраться на берег и был взят в плен.

После этого капитан французской армии оказался в российском городе Саратове, прожив там много лет под новым именем Николая Савина. Его все это время не оставляли мысли о деньгах императора, и он писал местным властям прошения с просьбами о поиске клада, однако безуспешно. Когда офицер Савенумер в 1894 году в возрасте 126 лет уже после его смерти один из чиновников стал интересоваться найденными в местном архиве прошениями. В те дни район переправы на Березине подвергся изучению большой экспедиции. Общие работы по поискам клада Наполеона продолжались в тот раз больше месяца, однако, без результата.

Поиски клада на Березине возобновились и в годы советской власти. Часто туда выезжали спецэкспедиции, из которых самой масштабной стала экспедиция Государственного музея Белоруссии во времена 60-х годов ХХ века. Интересно, что русло Березины в районе боевых действий на бывшей переправе императора Наполеона подвергли исследованию используя самые современные приборы, в том числе мощной землечерпалки, а также водолазов и профессиональных саперов с миноискателями. Надо ли говорить, что и в этот раз ничего ни о каких находках не объявили.

Существующие легенды и слухи о кладе Наполеона связывают не только лишь с самим местом переправы. Под подозрение историков и ученых попали и близлежащие деревни. Опасения эти часто подкреплялись редкими находками в данных местах то вдруг одиночной монеты, а то и ещё какой-либо ценной вещи. И неспроста известный русский писатель Куприн, который приезжал в эти края ещё в начале ХХ века, окрестил их «землей кладов».

Другие ненайденные клады:
Клад Степана Разина Клад Степана Разина

Кладоискателям известно не мало рассказов о загадочных кладах Стеньки Разина, которых по народным сказаниям было столько, что разбойникам ничего не стоило раздавать большую часть награбленного ими добра беднякам.

Ленька Пантелеев О кладе Леньки Пантелеева

Сокровища питерского вора и уголовника Леньки Пантелеева до сих пор не были найдены.

О ненайденном кладе заводчика Андрея Баташева О ненайденном кладе заводчика Андрея Баташева

В 1799 скончался влиятельный тульский промышленник Андрей Баташев. Но после его смерти никаких богатств или ценностей в его усадьбе найдено не было.