Маленькие вещи в большой истории. История создания канистры для бензина.

11 сентября 2015 | Метки:


Двадцатилитровая канистра для хранения бензина приобрела свой нынешний вид в середине тридцатых годов прошлого столетия века и обязана своему появлению немецкой армии.

До 1936 года армией Германии для транспортировки и хранения горючего использовались контейнеры в форме металлических параллелепипедов с плоскими стенками, сваренными по углам или емкости, отштампованные из целого листа металла, накрытые донцами сверху и снизу с низкой горловиной, закрытой крышкой на резьбе. Ручки канистр в виде изогнутых металлически полос или петель из проволоки создавали массу проблем при переноске: ранили руки, цеплялись углами и нередко протекали.

Канистра для бензина 20л

Канистра для бензина 20л

Очень удачный и высокотехнологичный проект канистры для хранения бензина, решавший имевшиеся проблемы, был предложен на конкурс, объявленный в 1936 году немецкой армией, одним из инженеров компании «Мюллер» (Северный Рейн-Вестфалия).

Четырехкилограммовая Wehrmachtkanister вмещала 20 литров топлива. Канистра из двух штампованных одинаковых частей, соединенных одним сварным швом, имела стенки с углублениями в виде косого креста, которые увеличивали жесткость конструкции и уберегали содержимое емкости от перегрева. Благодаря воздушному карману в выступе задней части канистра держалась на воде. Горловина позволяла наполнять канистру без воронки, крышка открывалась рукой, не используя инструментов. Три ручки в верхней части канистры позволяли переносить одному солдату одновременно четыре пустых емкости, а две полные было удобно передавать по цепочке.

Благодаря своему удобству, Wehrmachtkanister в 1939 году стала унифицированной емкостью для транспортировки горючего в Вермахте. Окрашенные в разные цвета канистры использовались для транспортировки масел, воды и других жидкостей.

Канистра для бензина 20л

Канистра для бензина 20л

Первые немецкие канистры попали к союзникам по антигитлеровской коалиции в 1940 году. Англичане, использовав в качестве образца несколько экземпляров канистр, захваченных во Франции, быстро наладили производство аналогичных канистр, назвав их jerrycan.

К американцам канистра попала стараниями инженера Пола Плейсса, работавшего в Германии по контракту. Канистра так понравилась Полу, что тот после окончания контракта в 1939 году, отправляясь в длительное путешествие на автомобиле, взял несколько емкостей с собой. После завершения путешествия инженер предоставил канистру официальным властям. Американские военные решили, что канистра, используемая американской армией, не уступает немецкой. Американский образец формой напоминал Wehrmachtkanister, но изготавливался из одного листа с наваренными сверху и снизу частями, имел низкую горловину, закрывающуюся крышкой на резьбе с использованием специального инструмента. Такой контейнер быстро заполнялся и опустошался, его было проще мыть, но из-за большого количества сварных швов часто протекал.

Несовершенство тары, используемой для хранения горючего, создало серьезную проблему Союзникам во время боев в Северной Африке. При проверке организации тыла армии Монтгомери было выявлено, что потери топлива из-за недостатков тары составили 40%. Бензин после доставки по железной дороге разливался в жестяные контейнеры для хранения керосина емкостью 20 литров. В такой таре топливо нагревалось и протекало через швы.

Один из английских генералов Дезмонд Янг, отзывался о таре для хранения топлива, имевшейся в распоряжении английских войск как о самой небольшой, но самой худшей части их экипировки.

Канистра для бензина 20л

Канистра для бензина 20л

Ситуация с хранением топлива была настолько плачевной, что в ходе африканской компании английские военные специально охотились за немецкими канистрами.

К началу 1943 года англичане организовали широкомасштабное производство канистр немецкого образца и поставили в части, воевавшие в Северной Африке, два миллиона контейнеров. Всего же до конца войны английская промышленность произвела 21 миллион канистр немецкого образца и снабжала ими войска союзников до окончания войны.

Канистра, созданная немецким инженером, производилась всеми странами — участниками Второй мировой войны. Немецкая канистра сохранила свою форму до нашего времени и с небольшими изменениями производится во многих странах мира.